Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (3.92 Mb) ] | 23.10.2016, 18:24 |
1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе примерной программы МО и Н РФ (2005г) по физической культуре для основной школы, ориентируясь на учебную программу для образовательных школ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011), и адаптирована для детей, нуждающихся в длительном лечении сколиоза.
1.1.При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
· Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) (7-11 классы)
· Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» · Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
· Примерная программа основного общего образования по физической культуре, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
· «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г.)
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровью к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
рабочих программ учебных предметов и элективных курсов» №101/1-ОС от 04.09.2009 года.
реализуемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе ее освоения обеспечивается формирование у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. В соответствии с распоряжением Губернатора Челябинской области от 9.06.2014 года № 592-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) на территории Челябинской области» и постановлением Главы города от 14.08.2014 № 11048-П «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) на территории города Магнитогорска» выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстановке. На этапах подготовки и выполнения норм Комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.
1.3.Основные особенности рабочей программы.
В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится в 7-9 классах 102 часа в год (3 часа в неделю). Рабочая программа раскрывает систему физической культуры в общей системе обучения ребенка с патологией позвоночника и подготавливает его к жизни в современном обществе с учетом индивидуального состояния здоровья. В условиях МОУ «СШИ № 2» физическое воспитание имеет особое значение. Оно служит в том числе коррекции дефекта, стабилизации и даже уменьшению кривизны позвоночника. Авторская программа адаптирована к физическим особенностям обучающихся. Так, из программы «Физическая культура» исключены частично виды программного материала. Так, раздел «Гимнастика» включает в себя строевые упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, оздоровительную гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для зрительного анализатора, ОФП. Исключает использование спортивных снарядов, акробатические упражнения. Из раздела «Легкая атлетика» исключены прыжки в длину, высоту; метания. Из раздела «Лыжная подготовка» исключены приемы, скручивающие позвоночный столб, прыжки. Раздел «Подвижные игры» занимает большую часть рабочей программы физической культуры. Игровые упражнения выполняются индивидуально и в командах с различным инвентарем. Развивают координационные и кондиционные способности и оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся. Обучение играм начинается с обучения владения мячом. Отличительная черта: все упражнения с мячом дети, больные сколиозом, должны выполнять только двумя руками. Наиболее приемлема передача мяча двумя руками от груди и из-за головы. Радел «спортивных игр» включает баскетбол и волейбол. При игре в волейбол и баскетбол все подачи и передачи выполняются только двумя руками. Игра чередуется с упражнениями на дыхание и расслабление. При обучении ведения мяча в баскетболе, в случае правостороннего сколиоза - мяч ведется правой рукой, при левостороннем искривлении – левой.
С учетом введения 3-го часа в программу включена общая физическая подготовка учащихся, которая направлена на укрепление мышечного корсета учащихся, формирование правильной осанки. В уроках по ОФП используются строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке на равновесие, лечебная, оздоровительная гимнастика, упражнения на дыхание, на укрепление зрительного анализатора, подвижные и спортивные игры. Уроки физической культуры проводятся как в спортивном зале, залах ЛФК, тренажерном зале так и на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей температурным нормам и погодным условиям. По рекомендации врача учебного заведения, учащиеся с резко прогрессирующими формами сколиоза и врожденными сколиозами II и III степени посещают дополнительно занятия ЛФК. По медицинским показаниям, учитывая состояние функциональных возможностей и наличие сопутствующей патологии, выделены 4 подгруппы учащихся:
III А - дети без функциональных отклонений. Им разрешены занятия в секциях, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов.
III Б – дети со сниженными функциональными возможностями, имеющие сопутствующую патологию. Для них исключены занятия в секциях, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов.
III В – дети, имеющие освобождение на занятия физической культурой на определенный период (Работают над освоением теоретических сведений, составляют индивидуальные карточки с заданиями, ИКТ-презентации по НРК, пройденным темам урока).
III Г – дети, освобожденные от уроков физической культуры с обязательным посещением уроков ЛФК.
Уроки физической культуры направлены на вырабатывание определенных компенсаторных навыков, создающих условия для стабилизации процесса искривления. При начальной степени сколиоза на уроках используются упражнения:
При прогрессирующем сколиозе большое внимание на уроках физической культуры уделяется повышению компенсаторных возможностей организма поддержанием общего мышечного баланса и укреплению силовой выносливости мышц, поддерживающих позвоночник. На уроках обязательно вводятся специальные корригирующие упражнения: · физические упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в различных исходных положениях. · упражнения при различных видах сколиоза, для коррекции кифоза, устранения поясничного лордоза. · дыхательные упражнения. · тренировка зрительного анализатора. Выполнение физических упражнений требует точности выполнения заданий многократных повторений. Детям со сколиотической болезнью запрещены все виды прыжков. Допускается медленный бег с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.
Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Контрольные нормативы», что соответствует обязательному минимуму содержания образования (для детей, имеющих медицинскую группу «А»). Дети, имеющие медицинские противопоказания и группу здоровья III Б, III В, III Г оцениваются по техническим способностям, не допускаются к сдаче итоговой аттестации. По окончании основной школы учащийся группы здоровья «А» может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору.
1.4. Цели и задачи учебного курса.
Решение задач физического воспитания учащихся направлены на: · содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; · обучение основам базовых видов двигательных действий; · дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости), способности; · формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; · выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; · углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; · воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; · выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; · формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; · воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; · содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать:
Уметь:
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса.
Физическая подготовленность должна соответствовать среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Цели и задачи: На уроках физической культуры в 7-9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным навыкам, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание). На уроках физической культуры учащиеся 7-9 классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. Одна из главнейших задач уроков - обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей. Базовые средства двигательной деятельности: · основы знаний (правила техники безопасности на занятиях легкой атлетики, спортивных играх, лыжной подготовке, плавания). Знание специальной терминологии, знания педагогической направленности разучиваемых движений и упражнений на развитие основных физических способностей. Правила спортивных игр, страховка и самостраховка при занятиях легкой атлетики, спортивных играх, лыжной подготовке, плавания. Знание комплекса физических упражнений направленного воздействия (на быстроту, гибкость, силовые способности, выносливость). Структура построения занятий легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовке, плавания с различной педагогической направленностью. Методика подбора физических упражнений для организации и проведения самостоятельных форм занятий и выбора вида спорта. Правила подбора инвентаря. Биохимические основы разученных видов спорта. Техника и построение системы занятий спортивных игр с различной направленностью (оздоровительной, поддерживающей, развивающей). · Двигательные умения и навыки:
ОФП: комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) у гимнастической стенки, с различными предметами, силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы, равномерный бег в режиме умеренной интенсивности. Применять различные стили плавания, проплывать 50 метров Имитационные упражнения: лыжные ходы, изученные в 1-4 классах; переходы с одного лыжного хода на другой. Прохождение дистанции: с равномерной постоянной скоростью попеременным двухшажным, одновременным двухшажным, одновременным одношажным ходами. Баскетбол: передача мяча двумя руками после ведения и остановки, ведение мяча после ловли на месте, ведение после ловли мяча в движении с остановкой, сочетание приемов: ловля-ведение-бросок, штрафной бросок двумя руками от груди, ведение мяча с изменением направления, обводка пассивного и активного противника, выбивание мяча, учебная игра по упрощенным правилам, мини-баскетбол, учебная игра с соблюдением основных правил. Волейбол: передача волейбольного мяча, наброшенного партнером, передача волейбольного мяча после перемещения, передача в парах в движении приставными шагами, передача мяча из зоны в зону, игра в волейбол без подачи, учебная игра с подачей (расстановка игроков при подаче мяча партнером и «противника»).
| |
Просмотров: 911 | Загрузок: 13 | |
Всего комментариев: 0 | |