Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по физкультуре ФКГОС 7-9 класс(часть II )
[ Скачать с сервера (3.92 Mb) ] 23.10.2016, 18:26

Содержание учебного курса

 

1.Программный материал по легкой атлетике. Основная направленность:

На овладение техники спринтерского бега:

ü  Высокий старт (7 класс от 30 до 40 метров);

ü  Низкий старт до 30 метров (8 класс).

ü  Бег с ускорением (7 класс от 40 до 60 метров, 8-9 класс от 70 до 80 метров).

ü  Скоростной бег (7 класс до 60 метров, 8-9 до 90 метров)

ü  Бег на результат (5-7 класс 60 метров, 8-9 100 метров).

На овладение техникой длительного бега:

ü  Бег в равномерном темпе (7-9 класс до 20 минут - девочки до 15 минут).

ü  Бег (7 класс на 1500 м,класс на 2000 м- мальчики, на 1500 м- девочки).

На развитие выносливости:

ü  Кросс до 15 минут, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка (7-9 класс)

ü  Кросс до 3000 м (9 класс).

На развитие координационных способностей:

ü  Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности (7-9 класс).

На овладение организаторскими умениями:

ü  Измерение результатов, подача команд, демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий (7-9 класс).

Самостоятельные занятия:

ü  Упражнения и простейшие программы выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.

 

2.Программный материал по баскетболу. Основная направленность:

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек:

ü  Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами. Повороты без мяча и с мячом.

ü  Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

 

На освоение ловли и передач мяча:

ü  Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге), 7-9 класс с пассивным сопротивлением защитника).

На освоение техники ведения мяча:

ü  Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости (7-9 клас).

На овладение техникой бросков мяча:

ü  7-9 класс. То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4, 80 м.

На освоение индивидуальной техники защиты:

ü  7-9 класс. Перехват мяча.

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей:

ü  7-9 класс. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей:

ü  7-9 класс. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

На освоении тактики игры:

ü  7-9 класс. Тактика свободного нападения.

ü  7 класс. Позиционное нападение с изменением позиций.

ü  8-9 класс. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.

ü  Нападение быстрым прорывом (7 класс 2:1, 8-9 класс 3:2)

ü  7 класс. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

ü  8 класс. Нападение двух игроков в защите и нападении через «заслон».

ü  9 класс. Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка).

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей:

ü  7 класс. Игра по правилам мини-баскетбола.

ü  8-9 класс. Игра по упрощенным правилам баскетбола.

ü  7-9 класс. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

 

3.Программный материал по волейболу. Основная направленность:

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек:

ü  7-9 класс. Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком,,,   лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать и т.п.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)..

 

 

На освоение техники приема и передач мяча:

ü  7 класс. Передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

ü   8 класс. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку.

ü  9 класс. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей:

ü  7класс. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

ü  8-9 класс. Игра по упрощенным правилам волейбола.

ü  7-9 класс. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.

На развитие координационных способностей:

ü  7-9 класс. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, челночный бег с ведением и без ведения мяча, упражнения на быстроту и скорость реакций, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом. Игровые упражнения 2:1, 3:1, 3:2, 3:3, 2:2.

На развитие выносливости:

ü  Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры продолжительностью от 20 с до 12 мин.

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей:

ü  Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма и и.п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча.

На освоение техники нижней прямой подачи мяча:

ü  7 класс. Нижняя прямая подача мяча через сетку.

ü  8 класс. Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи.

ü  9 класс. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.

На освоение техники прямого нападающего удара:

ü  7-8 класс. Прямой нападающий удар после набрасывания мяча партнером.

ü  9 класс. Прямой нападающий удар при встречных передачах.

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей:

ü  79 класс. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар

На закрепление техники перемещений, владения мячом развитие координационных способностей:

ü  7-9 класс. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

На освоение тактики игры:

ü  7-9 класс. Тактика свободного нападения.

ü  7-8 класс. Позиционное нападение с изменением позиций.

ü  9 класс. Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите.

 

 

 

Основная направленность на знания о физической культуре (спортивные игры).

ü  7-9 класс. Терминология избранной спортивной игры, техника ловли, передачи, ведения мяча или броска, тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.

На овладение организаторскими умениями (спортивные игры)

ü  7-9 класс. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.

Самостоятельные занятия:

ü  7-9 класс. Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски мяча, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

 

Программный материал по лыжной подготовке:

На освоение техники лыжных ходов:

ü  7 класс. Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3000 м.

ü  7 класс. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции до 4 км. Игры.

ü  8 класс. Одновременный одношажный ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры-гонки.

ü  9 класс. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции до 5 км. Эстафета с преодолением препятствий.

На знания о физической культуре:

ü  7-9 класс. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

 

1.6. Учебно-тематический план. Распределение учебного времени на различные виды программного материала.

 

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

 

класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

 

Базовая часть

102/81

102/84

102/84

 

1.1

Основы знаний  о физической культуре

 

1.2

Легкая атлетика

10

10

10

 

1.3

Спортивные игры

(баскетбол/волейбол)

20/20

20/20

20/20

 

1.4

Лыжная подготовка

18

18

18

 

1.5

ОФП

34

34

34

 

2.

Вариативная часть

34/21

34/18

34/18

 

 

ОФП

34

34

34

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Примечание:

-в знаменателе указано количество часов по Комплексной программе по физической культуре 1-11 классы. В.И. Лях и др.

-распределение учебного времени на различные виды программного материала адаптированы по медицинским показаниям в связи со спецификой учебного заведения

1)      7 часов из раздела «Легкая атлетика» программы В.И. Ляха переданы в раздел ОФП и 4 часа - на раздел «Спортивные игры» (по 2 часа на волейбол и баскетбол)

2)      18 часов из раздела «Гимнастика» программы В.И. Ляха переданы в раздел «Спортивные игры» (по 9 часов на волейбол и баскетбол)

 

 

1.7. Цели и содержание вариативной части программы -  ОФП.

 

     Программа «ОФП» имеет физкультурно-оздоровительную  направленность и общекультурный уровень освоения.

Через организацию общей физической культуры оздоровительной направленности формируется здоровьесозидающая образовательная среда. Это  сочетание современных оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, лечебной гимнастики, оздоровительной фитбол-гимнастики, различных комплексов классических оздоровительных методик и общей физической подготовки. Такие занятия ОФП с оздоровительной направленностью является естественной средой для формирования позитивной концепции учащихся , формирует у них адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки, адаптироваться в жизни современного общества.

В ОФП, как части рабочей программы, предусматриваются профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения) , направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения, способствующие укреплению мышечного корсета, уменьшению кривизны позвоночного столба, а также рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях.

Цель: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.

Задачи:

·       ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

·       формировать правильную осанку;

·       обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;

·       изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью, учитывая индивидуальные способности учащихся, форму заболевания.

·       формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

·       развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

·       совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

·       прививать жизненно важные гигиенические навыки;

·       содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

·       стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;

·       формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

 

Оздоровительные:

·       улучшать функциональное состояние организма, способствовать формированию правильной осанки;

·       повышать физическую и умственную работоспособность;

·       способствовать снижению заболеваемости.

Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), фитбол-гимнастики, ЛФК. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, релаксации.

Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам регулярного тестирования).

 Программа ОФП  рассчитана на 1 час в неделю. Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП, с элементами подвижных и спортивных игр, ЛФК, участие детей в «весёлых стартах» и праздниках.

 

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы по ОФП оздоровительной направленности и подвижным играм учащиеся должны достигнуть следующего уровня.

Знать и иметь представление:

·       об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

·       о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

·       о способах и особенностях движений, передвижений;

·       о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

·       об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

·       о причинах травматизма и правилах предупреждения.

 

Уметь:

·       составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

·       вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

·       взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

 

Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:

·       текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

·       текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

·       тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

·       взаимоконтроль;

·       самоконтроль;

·       итоговый контроль умений и навыков;

·       контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.

 

Итоги реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья».

 

 

Учебно-тематический план ОФП

 

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество

часов

В том числе

теоретических

практических

I

Основы знаний.

В процессе уроков

 

 

1

Вводное занятие.

2

Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья.

3

Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье.

II

Специальная физическая подготовка.

25

 В процессе уроков

25

1

Гимнастика для глаз.

 

1

2

Дыхатeльная гимнастика.

 

1

3

Формирование навыка правильной осанки.

 

8

4

Основные упражнения игрового стретчинга, игровые комплексы

 

2

5

     ЛФК

 

8

6

Упражнения в равновесии.

 

1

7

Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.

 

1

8

Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика.

 

1

9

Фитбол-гимнастика.

 

1

10

Упражнения на расслабление.

 

1

III

Общая физическая подготовка.

9

9

1

Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

 

5

2

Школа мяча.

 

4

IV

Контрольные испытания.

 

В процессе уроков

V

Спортивные праздники.

 

 

 

Содержание программы ОФП

I. Основы знаний

Тема №1. Вводное занятие

Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.

Тема №2. Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма:

·       для соматического и физического здоровья – я могу;

·       для психического – я хочу;

·       для нравственного – я должен.

Важнейшими факторами влияющими на здоровье являются:

·       образ жизни;

·       питание;

·       оздоровительная гимнастика;

·       экология.

Беседа: «О профилактике простудных заболеваний»

Тема №3. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье

Развитая мышечная система – свидетельство хорошего состояния здоровья человека. Окружающая среда становится все более и более агрессивной по отношению к нам с вами. Увеличивается количество новых вирусов, ухудшается экология. Единственное, что может помочь в такой ситуации – закаливание организма.

II. Специальная физическая подготовка

Тема №1. Гимнастика для глаз.

Теория. О гигиене зрения, близорукость, дальнозоркость. Профилактика близорукости.

Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки».

Тема №2. Дыхательная гимнастика.

Теория. Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.

Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания.

Тема №3. Формирование навыка правильной осанки

Теория. Что такое осанка? Что влияет на формирование осанки? Краткие сведения из анатомии; рассказ о позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.

Практические занятия. Разучивание исходных положений (лежа на спине, животе, на боку, сидя на гимнастической скамейке, стоя).

Создание мышечного «корсета», за счет развития мышц разгибателей спины, мышц брюшного пресса и косых мышц живота.

Упражнения на формирование хорошей осанки.Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом). Комплексы упражнений для формирования правильной осанки

Тема №4. Основные упражнения игрового стретчинга, игровые комплексы

Беседа. «Позвоночник – ключ к здоровью».

Практические занятия. Упражнения игрового стретчинга

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад. Упражнения для мышц спины и брюшного пресса – наклоны вперед. Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног. Упражнение для развития стоп.

Упражнения на равновесие. Игровые комплексы. Комплекс «Красивая осанка.

Игровые комплексы

Тема №5. Развитие гибкости

Теория. Физическое качество – гибкость.

Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости.

Тема №6. Упражнение в равновесии

Техника безопасности.

Практические занятия. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом, руки за голову, с мячом, на каждый шаг, фиксируя положение мяча (вниз, вперед, вверх); ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая мячи; ходьба по гимнастической скамейке на носках, приседая на одной ноге, другую прямую махом пронести сбоку вперед (фиксируя движения руками); «перетяни за черту» (в парах перетягивают за руки друг друга у черты); Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом кругом на середине (с мячом); легкий бег на носках по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие; ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через скакалку, сложенную вдвое, поднимая поочередно ногу вперед вверх и перекладывая предметы под ногой из одной руки в другую; выполняя хлопки под ногой; ходьба по гимнастической скамейке на середине выполнить «ласточку».

Тема №7. Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени

Теория. О профилактике плоскостопия. БАТ (биологически активные точки) на стопе.

Практические занятия. Упражнения для укрепления мышц стопы: ходьба на месте; стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая на пятке, смена положения ног; «ходьба по колючкам» (ходьба с «поджатыми» пальцами); чередование ходьбы на носках и пятках; исходное положение, сидя на полу: поочередный подъем правой и левой стопы; сидя, колени сомкнуты, стопы развернуты, подъем наружных краев стоп, постепенно сближая стопы и увеличивая время напряжения мышц; давить большим пальцем правой стопы на опору, поднимая мизинец и пятку; стопы сомкнуты, подъем внутренних краев стоп; «гусеница», «прожорливая гусеница», «сытая гусеница», «черепаший ход».

Комплексы упражнений в различных И.П., в движении, игрового характера.

Упражнения с применением предметов: с гимнастической палкой, с мячами, со скакалкой, с мелкими предметами (карандаши, платочки) и т.д.

Тема №8. Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика

Теория. Мелкая моторика. «Наш ум на кончиках пальцев».

Практические занятия. Упражнения на развитие мелкой моторики. Массаж пальцев. Гимнастика для суставов.

Тема №9. Фитбол-гимнастика

Теория. Правила поведения при работе с мячом. Свойства мяча. Правильная посадка на мяч. Правила выбора мяча.

Практические занятия. Комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнение на расслабление.

Тема №10. Упражнения на расслабление

Теория. Дыхательные упражнения для снятия напряжения, расслабление, релаксация.

Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч»,

III. Общая физическая подготовка

Тема №1. Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота (6 часа).

Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». ОРУ на координацию в сочетании с ходьбой и бегом, челночный бег 3X10 м. Подсчёт частоты пульса после физического нагрузки и в состоянии покоя. Игры

Тема №2. Школа мяча

Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного диаметра.

Практические занятия. Броски, ловля и передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с теннисными и резиновыми (волейбольными) мячами. Метание в вертикальную цель. Игры и эстафеты с мячами.

Подвижные игры

IV. Контрольные испытания

Теория. Правила выполнения контрольных испытаний.

Практические испытания. Контроль за развитием двигательных качеств:

·         вставание в сед из положения лежа

·         бег на выносливость до 2000 м

·         челночный бег 3X10 м.

V. Спортивные праздники

Для зрелищности и повышения интереса проводятся праздники: «Путешествие в страну здоровья, «Зимние забавы», «Здравствуй лето!» и т.п.

Итоговое занятие.

Техника безопасности во время летних каникул.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

·         групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и гры;

·         занятия оздоровительной направленности;

·         праздники;

·         эстафеты

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

·         информационно-познавательные (беседы, показ);

·         творческие (развивающие игры);

·         методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

·         оснащение спортивного зала;

·         учебно-методическая литература;

·         наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;

·         спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели, фитбол мячи, кубики, кегли).

 

 

1.8. Методические рекомендации и технологические подходы:

Из методического письма Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Физическая культура»:

«Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Изучение физической культуры на базовом уровне направлено на создание у учащихся целостного представления о физической культуре, культуре здоровья, здоровом образе жизни как элементах общей культуры. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент физкультурного образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами».

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобрнауки России от 31 октября 2003г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровью к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Для обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:

– в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;

– использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г.  № ИК- 1374/19 и Минспортуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы).

Вариативная (дифференцированная) часть программы обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. Поэтому в вариативную часть программы рекомендуется включать:

– зимние виды спорта (лыжная подготовка, «зимний» мини-футбол);

– физические упражнения оздоровительной направленности;

– русские народные игры (лапта);

В СШИ №2 существует острая необходимость использования третьего часа на оздоровление учащихся. Вариативная часть программы направлена на освоение гимнастических упражнений оздоровительной направленности, включает упражнения лечебной направленности (упражнения на коррекцию позвоночника, дыхательную гимнастику).  Для осуществления индивидуального подхода в обучении возникла необходимость деления класса на подгруппы.

В ходе преподавания физической культуры  в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, уровневой дифференциации, групповой деятельности, игровой деятельности, организации самостоятельной работы,

Эффективность формирования двигательных навыков и умений во многом зависит от правильного применения педагогом методов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

 

Наглядные методы основаны на непосредственном чувственном восприятии физических упражнений и используются для создания у детей зрительных представлений о движении. К наглядным методам относятся непосредственно, показ физических упражнений, имитация (подражание), наглядные пособия (рисунки, фотографии, кинодемонстрации), помощь, применение зрительных и звуковых ориентиров.

Словесные методы помогают целенаправленно наблюдать, точнее воспринимать упражнение, активизируют мышление ребенка, содействуя осмыслению двигательных действий, способствуют созданию более полных и точных представлений о движении. При формировании  двигательных умений и навыков используются  следующие словесные методы: название упражнения, описание, объяснение, пояснения, указания, распоряжения, команда, вопросы к детям, рассказ, беседа.

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. Практические методы различаются по способу организации и регулированию деятельности детей. Делятся на повторение упражнений без изменения и с изменениями, в игровой и соревновательной формах

 

      Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе позволяет рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; как способ развития личности, обеспечивающий творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия с людьми. По мере развития мышления, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся личностные смысл и направленность, раскрывается в индивидуальных и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях. Формирующееся под влиянием изучения физической культуры представление о собственном «Я» усиливает мотивацию учащихся на овладение учебным содержанием данного предмета.  Овладение содержанием учебного предмета «Физическая культура» не только обеспечивает всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни.

    Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь уже недостаточно обучения отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитания отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям.

    Поэтому для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре, впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся. Эта ориентация побуждает учащихся к активному самообразованию, поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.

     От правильной организации двигательного режима школьников во многом зависят здоровье и работоспособность учащихся, больных сколиозом . Рациональный двигательный режим должен включает все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности. Организованная и мотивированная двигательная активность вполне может перерасти в физическую активность. Понятие «физическая активность человека» отражает активное отношение личности к физкультурно-спортивным занятиям на основе сформированной у него потребности в физической тренировке. Особое место в системе школьной спортивно-оздоровительной работы уделяется  формированию физической активности учащихся, имеющих нарушения осанки, развитию и совершенствованию их двигательной культуры.

В школе-интернате система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя следующие направления:

• физкультурные пятиминутки перед первым уроком ежедневно, физкультминутки на уроках, динамические паузы;

• работу спортивных секций, кружков;

• подготовка и проведение разнообразных спортивных соревнований, праздников, товарищеских игр, состязаний, конкурсов, дней здоровья;

• проведение теоретических уроков по физической культуре;

• проведение тематических дней, классных часов, бесед, родительского лектория;

• совместные мероприятия учащихся с родителями;

• пропаганду здорового образа жизни детей и подростков совместно с медицинскими кураторами и воспитателями;

На уроках физической культуры, который остаётся основной формой учебного процесса, решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основное внимание уделяется развитию двигательных качеств: координационных, скоростных способностей и выносливости, силы, гибкости, ловкости, а также воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, смелость.

Категория: Мои файлы | Добавил: василек
Просмотров: 669 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar